ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Проблема отбора содержания обучения в соответствии с требованиями современного производства


Актуальность исследования продиктована необходимостью приближения качества подготовки рабочих кадров к требованиям современного инновационно развивающегося предприятия путем совершенствования содержания обучения в условиях эффективного взаимодействия сфер образования и производства на основе дуального подхода в обучении. Под этим подразумевается регулярная совместная корректировка учебных планов, программ и приведение содержания обучения в соответствие с динамичными изменениями в профессионально значимых качествах личности современного рабочего и видах его профессиональной деятельности. В статье представлены интегративная структура формирования практического опыта профессиональной деятельности современного рабочего и модель построения содержания его поэтапной профессиональной подготовки на всем протяжении образовательного процесса: от профориентации и до адаптации выпускника на производстве, осуществляемой при эффективном взаимодействии мастера профессионального обучения учебного заведения и наставника предприятия. Цель исследования — определение методики оптимального отбора содержания обучения, способствующего подготовке конкурентоспособного выпускника для современного производства. Ведущими подходами к исследованию являются дуальный и личностно ориентированный. Результаты исследования заключаются в теоретическом обосновании и эмпирической и практической разработке методики совместного проектирования и регулярной коррекции содержания обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО, с учетом региональных и отраслевых особенностей и ориентацией на стандарты международного движения WorldSkills International. Оптимальный отбор содержания обучения, решение проблем материально-технического и кадрового обеспечения процесса подготовки позволяют за период обучения подготавливать до 20% выпускников высокой квалификации. Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют наметить перспективы дальнейших разработок методик опережающего обучения.

Для цитирования:

Гайнеев Э. Р. Проблема отбора содержания обучения в соответствии с требованиями современного производства // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 36–47. https://doi.org/10.24412/2307-4264- 2021-01-36-47