Главная / Страница статьи
: № 2 2021 : 10.52944/PORT.2021.45.2.004

Цифровое поколение: потери и приобретения

Третьякова В.С. Церковникова Н.Г.
Глобальный переход к виртуальной экономике и интенсивно развивающиеся цифровые технологии оказывают активное влияние на становление личности представителей поколения Z (сетевого, iGen, next поколения). В условиях пандемии произошли серьезные трансформации в образовании, что не могло не усилить воздействия цифровых технологий на сознание и поведение молодежи. В статье рассматриваются основные сферы личности современного молодого человека — коммуникативная, познавательная, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая, — формирующие стиль жизни, несвойственный предшествовавшей индустриальной цивилизации. Молодежь, в отличие от старших поколений, обладает гибкостью мышления и мобильностью, умеет работать в условиях многозадачности и медиамногозадачности, быстро воспринимает информацию, мгновенно переключается с одного дела на другое. Вместе с тем выявленные личностные и поведенческие особенности современного поколения показали, что его представители отчуждены от реального социума, имеют трудности с общением, испытывают субъективную зависимость от «цифры», что приводит к недостатку когнитивного контроля, инфантилизму, отсутствию глубоких межличностных отношений. Цель статьи: рассмотрение личностных особенностей цифрового поколения. Задачи: выявление его поведенческих реакций, оценка последствий влияния информационных технологий на подрастающее поколение, выработка предложений по решению проблем, возникающих в сфере коммуникаций и профессионального ста- новления. Исследование осуществлялось посредством качественно-феноменологического метода, дополненного теоретико-методологическим анализом научной литературы, синтезом, конкретизацией, сравнением и обобщением. В результате были выработаны новые идеи и подходы, которые помогают молодежи развиваться в современной среде. Знание специфики цифровой социализации личности, особенностей представителей поколения Z позволяет соразмерно использовать полученные знания в образовательном процессе, содействовать в профессиональном самоопределении студентов.
цифровые технологии, цифровое поколение, поколение Z, медиамногозадачность, профессиональное самоопределение, образовательные технологии
Воспитание в профессиональном образовании
  • 1. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Дело, 2018.
  • 2. Рассказова Е. И. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81–87.
  • 3. Соколов В. А. Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов: магистерская диссертация. Екатеринбург: УрФУ. https://elar.urfu.
  • ru/bitstream/10995/86619/1/m_th_v.a.sokolov_2020.pdf
  • 4. Солдатова Г. У. Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 374–379.
  • 5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 44–54.
  • 6. Солдатова Г. У., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться // Дети в информационном обществе. 2018. № 28. С. 26–37.
  • 7. Arseneault L. Annual research review: The persistent and pervasive impact of being bullied in childhood and adolescence: implications for policy and practice // Journal of child psychology and psychiatry. 2018. Vol. 59. ‡‚ 4.
  • „Q. 405.421. https://doi.org/10.1111/jcpp.12841
  • 8. Kato T. A., Kanba S., Teo A. R. Hikikomori: Experience in Japan and international relevance // World psychiatry. 2018. Vol. 17. ‡‚ 1. „Q. 105.106. https://doi.org/10.1002/wps.20497
  • 9. Martin-Perpina M. M., Poch F. V., Cerrato S. M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in spanish adolescents // Psicothema. 2019. Vol. 31. ‡‚ 1. „Q. 81.87. https://doi.org/10.7334/
  • psicothema2018.178
  • 10. May K. E., Elder A. D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International journal of educational technology in higher education. 2018. Vol. 15. ‡‚ 1. „Q.
  • 2.17. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0096-z
  • 11. Rosen L. Me, MySpace and I: Parenting the net generation. NY: Palgrave Macmillan, 2007.
  • 12. Saito Tamaki, Angles, J. Hikikomori: Adolescence without end. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2013.
  • 13. Strauss W., Howe N. Generations: The history of AmericaЃfs future, 1584 to 2069. New York: Quill, 1991.
  • 14. Suwa M., Suzuki K. The phenomenon of ЃбHikikomoriЃв (Social withdrawal) and the socio-cultural situation in japan today // Journal of psychopathology. 2013. ‡‚ 19. „Q. 191.198.
  • 15. Valeriano Munoz A. M., Patino Delgado J. M. Desarrollo de las habilidades blandas en los estudiantes pertenecientes a la Generacion Z. Lima — Peru: Universidad San Ignacio de Loyola, 2019. http://repositorio.usil. edu.pe/bitstream/USIL/9752/1/2019_Valeriano-Mu%c3%b1oz.pdf
  • 16. Wolke D., Copeland W. E., Angold A., Costello J. E. Impact of bullying in childhood on adult health, wealth, crime, and social outcomes // Psychological Science. 2013. № 24. Р. 1958–1970. https://doi.org/10.1177/0956797613481608
  • 17. Ybarra M. L., Espelage D. L., Valido A., Hong J. S., Prescott T. L. Perceptions of middle school youth about school bullying // Journal of adolescence. 2019. № 75. Р. 175–187. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.10.008

Скачать


Digital generation: losses and gains

Tretyakova V.S. Tserkovni N.
The global transition to the digital economy and digital society, intensively developing digital technologies, has an active influence on forming the digital generation’s personality (generation Z, network generation, iGen generation, next-generation). In the context of the pandemic, severe education transformations have taken place. It could not but affect the even more significant impact of digital technologies on the consciousness and behaviour of the modern generation. The article presents its features in the unity of the main spheres of personality — communicative, cognitive, emotional-volitional, motivational-need, value-semantic, influencing the lifestyle that is not peculiar to the preceding industrial civilization. Modern teenagers and young people have specific resources: mobility, multitasking, the flexibility of thinking, high speed of information perception, intellectual potential, activity, etc. At the same time, the identified personal and behavioural characteristics of the modern generation have shown that its representatives are in a state of estrangement from the real society, have difficulties in communication, experience emotional dependence on “numbers”, which leads to a lack of cognitive control, infantilism in real life, lack of deep interpersonal relationships. Purpose of the article: Considering the features of the digital generation in the unity of the main spheres of personality. Tasks: identification of personal and behavioural features of the digital generation; assessment of the consequences of the impact of information technology on the younger generation; development of suggestions for solving problems of communications and professional formation. The study of the phenomenological features of the representatives of the digital generation was carried out using a qualitative and phenomenological method, supplemented by a theoretical and methodological analysis of scientific literature, synthesis, concretization, comparison and generalization. New ideas and methods that affect the development of young people, taking into account the environment in which they are formed, based on the accumulation and analysis of information, have been developed. Knowledge of the specifics of digital socialization of an individual, the characteristics of representatives of generation Z will allow finding new landmarks in development, proportionately using them for educational purposes, and promoting professional self-determination.
digital technologies, digital generation, generation Z, psychological characteristics, media multitasking, professional self-determination, educational technologies
Formative education in vocational education and training