ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Образовательная профориентация — методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью


Введение. На протяжении последнего десятилетия в России наблюдается устойчивый рост государственного и общественного внимания к проблемам профессиональной ориентации. Специфика профориентационной работы с  детьми и  молодежью требует выделения образовательной профориентации в  качестве особого направления, отличающегося по своим целям, содержанию, принципам, формам и методам от других направлений — консультативной и воздействующей профориентации. 
Цель. Представить краткое систематизированное описание образовательной профориентации как одной из современных парадигм профориентационной работы. 
Методы. Десятилетняя исследовательская работа автора в данной области опиралась на  широкий комплекс теоретических и  эмпирических методов, включая концептуализацию, широкомасштабную экспериментальную работу в различных регионах РФ, педагогическое прогнозирование. 
Результаты. Сформирована целостная научная концепция образовательной профориентации как особой профориентационной парадигмы. Представлено научное описание целей и  результатов, принципов, инструментов образовательной профориентации. Научная новизна. Обоснована дифференциация образовательной профориентации относительно иных профориентационных парадигм  — консультативной и воздействующей. Показана глубинная взаимосвязь образовательной профориентации с идеей непрерывного образования. Практическая значимость. Сформирован комплекс эффективных форм и  методов образовательной профориентации. Представлены инновационные региональные модели, обеспечивающие эффективную работу по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи. Намечен подход к решению кадровой проблемы в образовательной профориентации.


Для цитирования:

Сергеев И. С. Образовательная профориентация — методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 24–44. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.002