ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Взаимосвязь успешности обучения с когнитивными и личностными компонентами студентов-превентологов


Введение. Исследование связи когнитивных и личностных предпосылок, определяющих успешность учебной деятельности студентов-превентологов, становится актуальным в связи с трансформацией образования, цифровизацией и переходом на инновационные модели обучения. Проблема детерминации учения и факторов, обусловливающих его успешность, является одной из  классических для любых уровней образования. Обнаружение стратегий результативного обучения студентов важно для обоснования дальнейших моделей учебного процесса. 

Цель. Исследование взаимосвязи когнитивных и личностных предпосылок, определяющих успешность учебной деятельности студентов-превентологов. 

Методы. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного одномоментно в  июне 2021 года. В  исследовании приняли участие 74 человека  — абсолютное большинство магистрантов кафедры «Организация работы с  молодежью» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Применены следующие методики исследования: индикатор типов личности Майерс  — Бриггс MBTI (Myers–Briggs Type Indicator) в  адаптации Е.Ф.Абельской, краткий ориентировочный тест (КОТ) и Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). Полученные данные обработаны с  использованием метода математической статистики (корреляционный анализ Спирмена, дисперсионный анализ). 

Результаты. Успеваемость студентов-превентологов обусловлена рядом интеллектуальных особенностей и  детерминирована некоторыми личностными чертами, характерными для специалистов помогающих профессий. Тип личности студента выступает в качестве опосредующего звена в достижении успеха: наиболее успешными в обучении оказываются такие психотипы, как «инициатор», «посредник», «хранитель», «политик», «гуманист», «наставник», «энтузиаст». 

Научная новизна. Успеваемость студентов обусловлена рядом интеллектуальных особенностей и  лишь опосредованно детерминирована личностными чертами. В соответствии с типом личности студент выбирает определенную стратегию решения задач в учебном процессе с учетом своих интеллектуальных особенностей, что указывает на наличие специфических стратегий достижения успеха в учении. 

Практическая значимость. Результаты исследования позволяют персонализировать рекомендации по  повышению успешности учебной деятельности студентов с учетом типа личности.


Для цитирования:

Крутько И. С., Попова Н. В., Сенук З. В., Пономарев А. В. Взаимосвязь успешности обучения с когнитивными и личностными компонентами студентов-превентологов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 107–122. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.007