Введение. Экономический рост государства в немалой степени зависит от эффективности системы профессионального образования (ПО). Изменения в системе ПО чаще всего носят фрагментарный характер на основе не всегда актуальных данных ввиду отсутствия целостной системы управления, учитывающей все компоненты системы образования. Статья посвящена анализу теоретических представлений о сущности управленческой деятельности в целом и управлении образованием в частности, выявлению системообразующих противоречий и особенностей системы управления ПО в условиях ее модернизации.
Цель – определить направления совершенствования управленческой деятельности и практики ее применения в образовании. Методы. В ходе исследования применены ретроспективный и контент-анализ научных публикаций, размещенных в ЭБС «ПРОФБиблиотека.by», eLibrary, Scopus, CyberLeninka с глубиной поиска до 20 и более лет, дополненный анализом собственного управленческо-педагогического опыта. Для выявления проблем в системе управления ПО и разработки предложений по ее совершенствованию использован метод экспертных оценок.
Результаты. Экспертные оценки подтвердили отсутствие единых подходов к системе управления качеством ПО, неразработанность целостного комплекса критериев и показателей эффективности управления. Результаты опроса педагогических работников колледжей доказывают актуальность разработки и внедрения целостной системы управления качеством ПО с распределением полномочий и ответственности на республиканском, региональном и институциональном уровнях.
Научная новизна. Систематизирована эволюция управленческих концепций, выявлены особенности государственно-административного управления ПО Республики Беларусь в современных условиях. Подтверждена гипотеза о необходимости перехода от управления отдельными компонентами образовательного процесса к целостному управлению (целями, процессом и результатами), ориентированному на повышение эффективности и качества ПО.
Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по модернизации системы управления качеством ПО Республики Беларусь в современных условиях.
