ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Трансформация системы ДПО как реакция на изменение спроса: причины, перспективы, тенденции развития


Введение. В  статье рассматривается трансформация системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как реакция на изменение рыночного спроса на образовательные услуги. 

Цель. Выявить современные тенденции трансформации системы ДПО и выделить наиболее значимые направления ее изменений. 

Методы. Исследование основано на анализе статистических данных о развитии системы ДПО в разрезе федеральных округов, отраслей экономики и уровней образования. В качестве источников использованы прогнозные данные о численности занятого населения, а также показатели динамики обучающихся по различным видам программ. 

Результаты. К  2024 г. зафиксирована стабилизация общего числа обучающихся по программам ДПО при снижении темпов роста участников программ повышения квалификации до нулевых и отрицательных значений. Одновременно отмечается устойчивый рост числа слушателей программ профессиональной переподготовки. С 2020 г. активно формируется сектор «иных организаций», реализующих программы ДПО непосредственно на  предприятии. Установлена зависимость между результативностью отраслей и долей работников, проходящих обучение. 

Научная новизна. Выявлены ключевые закономерности и  новые формы трансформации системы ДПО, включая развитие корпоративного сектора обучения и  формирование межрегиональных потоков слушателей. Разработана методика оценки уровня развития ДПО в региональном и отраслевом разрезе. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки целевых мер государственной и корпоративной поддержки системы ДПО, включая механизмы стимулирования работодателей, совершенствование взаимодействия между бизнесом и  образовательными организациями, а  также развитие системы мониторинга и прогнозирования состояния ДПО.


Для цитирования:

Каракчиева И. В., Федотов А. В. Трансформация системы ДПО как реакция на изменение спроса: причины, перспективы, тенденции развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 140–165. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.009