член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Введение. Компетентностный подход в практике подготовки педагога СПО лег в основу требований к результатам обучения, закрепленных в ФГОС. Однако практика совершенствования кадрового потенциала реальных организаций практически не использует возможности компетентностного подхода для отбора и прогноза профессионального развития. Модель компетенций педагога СПО может стать ядром такой практики в системе среднего профессионального образования.
Цель. Содержательно наполнить и обосновать модель soft-компетенций педагога СПО для повышения кадрового потенциала через процедуры профессионального психологического отбора и прогноза профессиональной успешности.
Методы. В ходе исследования использовался теоретико-методологический анализ смыслового и содержательного наполнения предметного поля исследований, релевантных идее компетенций, в эмпирической части исследования применялись опросные методы и метод экспертных оценок.
Результаты. В ходе исследования определен перечень soft-компетенций педагога СПО и предложена последовательность разработки модели компетенций для целей профессионального психологического отбора и прогноза профессионального развития педагога СПО.
Научная новизна. На выборке педагогов СПО выделена отдельная группа soft-компетенций (форсайт-компетенций), направленная как на прогнозирование изменений в профессиональной деятельности, так и на прогнозирование развития себя в качестве ее субъекта.
Практическая значимость. Представленная последовательность разработки модели может быть применена для других отраслей или видов деятельности, а предложенная модель может служить основой для разработки процедур отбора и прогноза профессионального развития педагога СПО.
Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Система профессионального психологического отбора и прогноза профессионального развития педагогов СПО на основе концепции Soft-компетенций» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).
Рецензия на учебно-практическое пособие: Блинов В. И., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. “Образовательная профориентация.” Санкт.-Петербург: Лань, 2023. 336 с.
Введение. В условиях сохраняющегося дефицита педагогических кадров и роста среднего возраста учителей в России особую актуальность приобретает проблема формирования устойчивой профессиональной самоидентификации у будущих преподавателей. Несмотря на меры государственной поддержки – развитие педагогических классов, предоставление бюджетных мест в профильных вузах – выбор педагогической профессии выпускниками не является гарантированным. Одним из ключевых факторов, способствующих осознанному вхождению студентов в профессиональное сообщество, является развитие их профессиональной самоидентификации еще в период обучения.
Цель. Выявление личностных факторов, влияющих на изменение профессиональной самоидентификации студентов педагогического университета, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности».
Методы. Эмпирическая часть исследования основана на опросах с использованием комплекса из трех методик: опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г. Резапкиной), диагностический тест «Профессиональная идентичность / маргинализм» Е. Ермолаевой, опросник профессиональной готовности (ОПГ-6) Л. Карбадовой. Для анализа полученных данных использовались методы математической статистики.
Результаты. Выделен ряд личностных качеств, влияющих на профессиональную самоидентификацию студентов, и значимость каждого из них. Продемонстрированы возможности использования определенных личностных факторов для формирования профессиональной идентичности студентов, выделены проблемные зоны, такие как низкий уровень связи между некоторыми теоретически значимыми факторами и динамикой изменения профессиональной самоидентификации в реальности, предложены возможные пути их решения.
Научная новизна. Результаты исследования позволили предметно рассмотреть профессиональную самоидентификацию студентов педагогических университетов и выделить ряд личностных факторов, влияющих на нее, в том числе обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности».
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями педагогических вузов для определения вектора личностно-ориентированной работы со студентами.