ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Профессиональное обучение выпускников школ без аттестата об основном общем образовании: постановка проблемы


Введение. В  условиях обновления нацпроектов и  дефицита кадров особую значимость приобретает проблема профессионального будущего выпускников 9-х классов, не  получивших аттестат об  образовании. Отсутствие документа лишает их возможности как продолжить обучение, включая профессиональное, так и найти перспективную работу. Ситуация требует научного осмысления и поиска решений для профессионального становления выделенной группы подростков. 

Цель. Оценить состояние проблемы, связанной с  наличием группы выпускников школ без аттестата об основном общем образовании, и определить возможные направления их профессионально-образовательных траекторий. 

Методы. В  процессе исследования проанализированы статистические данные о результатах ГИА в 2024 г. в ряде российских регионов, а также результаты пилотного проекта «Без аттестата, но с профессией». 

Результаты. Выделена педагогическая проблема, связанная с  неопределенностью возможностей продолжения образования (в том числе профессионального) для выпускников школ без аттестата об основном общем образовании. Отмечена необходимость теоретико-методологического обоснования подходов к  исследованию возможностей решения данной проблемы и создания организационно-педагогических условий в системе образования для подготовки подростков не только к профессии, но и к жизни в обществе, с учетом опыта Свердловской области по организации профессионального обучения для данной категории подростков. 

Научная новизна. Обоснована необходимость выделения особой категории выпускников 9-х классов, не получивших аттестат об основном общем образовании, как уязвимой группы, выпадающей из системы образования и не имеющей определенной профессиональной траектории. Впервые акцентировано внимание на разработке организационно-педагогических условий, способствующих продолжению образовательного и профессионального развития таких подростков. 

Практическая значимость. Представленный опыт Свердловской области по реализации пилотного проекта «Без аттестата, но с профессией» может быть использован при разработке региональных и федеральных программ профессионального обучения выпускников школ, не получивших аттестат об основном общем образовании.


Для цитирования:

Федоров В. А., Терентьева Ю. В. Профессиональное обучение выпускников школ без аттестата об основном общем образовании: постановка проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 3. С. 41–50. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.62.3.004