Введение. Стремительное развитие генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) ставит перед системой высшего образования задачу его эффективной и безопасной интеграции. Настоящая статья посвящена сравнительному анализу стратегий интеграции ГенИИ в образовательную, научную и административную деятельность университетов России и ведущих зарубежных университетов США, стран Евросоюза и Китая.
Цель. Выявить универсальные и контекстно-зависимые факторы, определяющие стратегии интеграции ГенИИ.
Методы. Исследование основано на сравнительном и контент-анализе 27 актуальных публикаций и институциональных документов за период 2023–2025 гг., отобранных из баз данных Scopus, Web of Science, РИНЦ, Google Scholar, КиберЛенинки, а также официальных документов и отчетов ведущих университетов мира.
Результаты. Выявлены как универсальные факторы и барьеры интеграции ГенИИ (например, дефицит ИИ-компетенций, необходимость трансформации систем оценки, обеспечение академической честности), так и существенные региональные различия в подходах к регулированию, развитию ИИ-грамотности, адаптации педагогических практик и этическому обеспечению. Установлено, что единого оптимального пути интеграции ГенИИ не существует, эффективность и безопасность стратегий во многом определяются национальным и институциональным контекстом, уровнем технологического развития и культурными особенностями.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе стратегий интеграции ГенИИ в различных региональных системах высшего образования, позволившем выявить как общие тенденции и барьеры, так и специфические национальные подходы к использованию и регулированию данной технологии.
Практическая значимость. Результаты могут служить информационно-аналитической основой для разработки и корректировки национальных и институциональных стратегий внедрения ГенИИ в высшем образовании, а также для формирования подходов к международному сотрудничеству и обмену лучшими практиками в этой области.