ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Карьерные и ценностные ориентации как ценностно-смысловые предикторы профессионального самоопределения студентов-педагогов


Введение. Профессиональное самоопределение студентов – будущих педагогов является важной задачей профориентационной работы в  вузе, способствующей становлению личности будущего профессионала. Несмотря на большое количество исследований профессионального развития педагога, остается недостаточно изученным вопрос о вкладе ценностно-смысловых характеристик личности в процесс профессионального самоопределения, в том числе в период вузовской подготовки. 

Цель. Выявить влияние карьерных и ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение студентов-педагогов. 

Методы. Исследование опирается на ценностно-смысловой подход, в соответствии с которым успешность профессионального самоопределения студентов-педагогов связывается с  ценностно-смысловыми характеристиками личности, указывающими на  осмысленный выбор педагогической профессии. Для анализа результатов опроса, в котором приняли участие 168 студентов педагогического бакалавриата и магистратуры, применялись методы частотного, качественного и корреляционного анализа. 

Результаты. Установлены особенности карьерных и ценностных ориентаций у студентов-педагогов с разными статусами профессионального самоопределения. Выявлена связь между достижением определенности в  профессиональном выборе у студентов с тем, насколько значимыми для них становятся ценности профессиональной компетентности и служения. Определены общие тенденции смены статусов профессионального самоопределения студентов-педагогов по мере перехода на новые ступени профессионального образования. 

Научная новизна – в выявлении связи между статусами профессионального самоопределения и карьерными и ценностными ориентациями у студентов-педагогов. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ активизации профессионального самоопределения студентов-педагогов.


Для цитирования:

Белякова Е. Г., Быков С. А. Карьерные и ценностные ориентации как ценностно-смысловые предикторы профессионального самоопределения студентов-педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 3. С. 181–199. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.62.3.012