ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Концепция Образования 5.0 как ответ на трансформацию современной индустрии и рынка труда


Введение. Современная индустрия не просто меняет технологии, но трансформирует саму философию труда, общества и  образования, пересматривает ценности и модели взаимодействия. Новые подходы к образованию предопределяют трансформацию системы в  сторону адаптивности, ориентированной на  достижение практического результата и сотрудничество с индустрией. В международном дискурсе все чаще речь идет о переходе к новой парадигме Образования 5.0, в основе которого понимание преобразующей роли образования для индивидуального и коллективного процветания, обучения как непрерывного процесса, ориентированного на  зрелую психологию, человекоцентричность, этичность, устойчивость и индивидуальные характеристики. 

Цель. Систематизация трендов и  выявление перспективных направлений развития профессионального образования и обучения с точки зрения инноваций, педагогики, трендов и ценностных ориентиров новой парадигмы Образования 5.0 в условиях современной индустрии. 

Методы. Конструктивистский, междисциплинарный и мультипарадигмальный подходы позволили экстраполировать социально-экономические тренды на сферу образования для выявления ценностно-целевых ориентиров будущего развития профессионального образования и обучения на системном и институциональном уровнях. 

Результаты. Обобщены ключевые тренды развития современного рынка труда, определено содержание концепции Образования 5.0, современные направления и элементы трансформации системы профессионального образования. 

Научная новизна заключается в обобщении тенденций развития Образования 5.0 и выявлении концептуальных аспектов профессионального образования и обучения в контексте современной индустрии, формирования умений и рабочего пространства. 

Практическая значимость. Выводы могут быть использованы при разработке программ модернизации системы профессионального образования и  обучения, трансформации содержания программ и моделей обучения, подготовке курсов повышения квалификации для преподавателей.


Для цитирования:

Олейникова О. Н., Редина Ю. Н. Концепция Образования 5.0 как ответ на трансформацию современной индустрии и рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 6–21. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.001