кандидат экономических наук
Центр изучения проблем профессионального образования (Москва)
Введение. Экологизация, цифровизация и увеличение продолжительности трудовой жизни формируют современную политику рынка труда и образования. На смену линейной парадигме устойчивого развития приходит экономика замкнутого цикла (ЭЗЦ), что приводит к появлению новых профессий, подходов к организации труда и новых сочетаний умений. Статья посвящена анализу экономики замкнутого цикла в контексте совершенствования системы подготовки кадров в сфере профессионального образования и обучения (ПОО).
Цель. Выявить возможности повышения эффективности ПОО на системном уровне в контексте перехода к ЭЗЦ.
Методы. Основу составили элементы социально-экономического моделирования, структурирования и систематизации, метод case-study и форсайт-технологий. Междисциплинарный подход позволил экстраполировать социально-экономические тренды на область прогнозирования потребностей рынка труда в условиях перехода к ЭЗЦ. Результаты. Циркулярные модели бизнес-процессов содействуют переходу к более справедливой и экологически устойчивой ЭЗЦ. Применение подходов ЭЗЦ замкнутого цикла в ПОО будет способствовать повышению ее эффективности, обеспечивая переход к Индустрии 5.0, в условиях которой обучение происходит параллельно с разработками новых промышленных технологий. ЭЗЦ требует также нового подхода к формированию инноваций в обучении и Т-образного сочетания умений специалиста широкого профиля.
Научная новизна. Выявлены ключевые принципы и элементы формирования ЭЗЦ и возможности для совершенствования ПОО в рамках стратегии замкнутого цикла.
Практическая значимость. Результаты анализа, выводы и обобщения могут быть использованы в процессе модернизации ПОО, трансформации содержания программ и моделей обучения, а также при создании инновационных площадок обучения в рамках циркулярного подхода.
Введение. Обучение предпринимательству становится универсальным требованием к умениям, которое может и должно быть интегрировано в программы профессионального образования и обучения (далее – ПОО). Как следствие – практическое понимание отрасли, предпринимательское мышление, умение выявлять возможности, рисковать и адаптироваться к изменениям, преодолевать разрыв между образованием и трудоустройством, социальная и экономическая мобильность.
Цель. Выявить особенности и структурные элементы обучения предпринимательству и предпринимательских компетенций в системе ПОО на индивидуальном, институциональном и системном уровнях.
Методы. Основу составили элементы социально-экономического моделирования, структурирования и систематизации, метод case-study, междисциплинарный подход при моделировании экосистемы обучения предпринимательству.
Результаты. Переосмыслено содержание обучения предпринимательству и предпринимательского метода в системе ПОО, сущности предпринимательства как метода внедрения инноваций и ценностей, сформулированы факторы предпринимательского мышления, определено содержание экосистемы обучения предпринимательству.
Научная новизна заключается в выявлении моделей обучения предпринимательству, содержания компетенций преподавателей предпринимательства и рамки для обучения предпринимательству с точки зрения организации обучения в системе ПОО.
Практическая значимость. Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке содержания программ обучения и повышения квалификации преподавателей, моделей обучения, а также создании инновационных площадок обучения на рабочем месте и организационных инноваций на институциональном уровне.
Введение. Современная индустрия не просто меняет технологии, но трансформирует саму философию труда, общества и образования, пересматривает ценности и модели взаимодействия. Новые подходы к образованию предопределяют трансформацию системы в сторону адаптивности, ориентированной на достижение практического результата и сотрудничество с индустрией. В международном дискурсе все чаще речь идет о переходе к новой парадигме Образования 5.0, в основе которого понимание преобразующей роли образования для индивидуального и коллективного процветания, обучения как непрерывного процесса, ориентированного на зрелую психологию, человекоцентричность, этичность, устойчивость и индивидуальные характеристики.
Цель. Систематизация трендов и выявление перспективных направлений развития профессионального образования и обучения с точки зрения инноваций, педагогики, трендов и ценностных ориентиров новой парадигмы Образования 5.0 в условиях современной индустрии.
Методы. Конструктивистский, междисциплинарный и мультипарадигмальный подходы позволили экстраполировать социально-экономические тренды на сферу образования для выявления ценностно-целевых ориентиров будущего развития профессионального образования и обучения на системном и институциональном уровнях.
Результаты. Обобщены ключевые тренды развития современного рынка труда, определено содержание концепции Образования 5.0, современные направления и элементы трансформации системы профессионального образования.
Научная новизна заключается в обобщении тенденций развития Образования 5.0 и выявлении концептуальных аспектов профессионального образования и обучения в контексте современной индустрии, формирования умений и рабочего пространства.
Практическая значимость. Выводы могут быть использованы при разработке программ модернизации системы профессионального образования и обучения, трансформации содержания программ и моделей обучения, подготовке курсов повышения квалификации для преподавателей.